Фундамент славянской цивилизации

В основе каждой великой цивилизации лежит текст. Он же заложен в основе каждой великой культуры. Он не всегда заметен с первого взгляда, но он там есть. Он может быть скрыт под слоем пыли и грязи, но непредвзятый взгляд исследователя молниеносно отделит фундаментальное от наносного. К русской культуре и славянской цивилизации это относится 
в полной мере.
В основе каждой великой цивилизации лежит текст. Он же заложен в основе каждой великой культуры. Он не всегда заметен с первого взгляда, но он там есть. Он может быть скрыт под слоем пыли и грязи, но непредвзятый взгляд исследователя молниеносно отделит фундаментальное от наносного. К русской культуре и славянской цивилизации это относится в полной мере. Для них таким текстом стало Евангелие, переведённое на славянский язык Кириллом и Мефодием. Говоря языком высоких технологий, оно является «исходным кодом» славянской цивилизации. Евангелие превратило полудикие славянские племена в мощную культурную и политическую силу, которая на протяжении веков влияет на судьбу Европы и мира в целом.
Тексты лежат в основе всех великих цивилизаций. Арабская цивилизация создавалась на основе Корана. В основу Индийской цивилизации легли Веды. Китайская цивилизация строилась на Буддистских текстах и Конфуцианстве. Список можно продолжать бесконечно. Если речь идёт не о цивилизации с тысячелетней историей, а, например, о небольшом изолированном племени, то его культурный код зафиксирован в устном предании, передаваясь в виде песен и легенд из уст в уста. Но когда речь идёт не о племени, а о национальной культуре, устного предания недостаточно — нужен текст. Он обеспечивает цивилизационную стабильность, позволяя воспроизводить культурную идентичность, прямо или косвенно влияя на мировоззрение человека, задавая парадигмальную модель, объясняя, что такое хорошо, и что такое плохо.
Владением такого текста славяне обязаны подвижническому служению Кирилла и Мефодия. Миллионы людей (и мы с вами) читают и пишут на созданной ими кириллице. Эти просветители уникальны тем, что канонизированы как святые и в Православной, и в Католической церкви. А таких людей не так уж и много. День памяти является государственным праздником в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Македонии. Благодарные потомки отдают дань уважения создателям кириллицы и авторам перевода Библии на славянский язык.
Например, в социалистической Болгарии на протяжении послевоенной истории в праздники дня «Болгарской культуры и славянской письменности» болгарские пионеры украшали цветами портреты Кирилла и Мефодия, висевшие в школах. Это как раз тот случай, когда воинствующий социалистический атеизм так и не вычеркнул из народной памяти понимание своих истоков.
Кириллица — это не просто алфавит, созданный для перевода Библии на ещё один европейский язык. Это принципиально новая страница в истории славянских народов. Этакий культурный «Квантовый скачок», породивший невиданные результаты. Нынешний Российский протестантизм не существовал бы, не будь перевода Библии на церковно-славянский язык и вышедшего из его традиции русского синодального перевода. Один из основных принципов протестантизма, изложенных Лютером («Sola Scriptura», на русском — «Только Писание»), не может быть реализован, если Писания нет на понятном языке.
Кроме того, рождение кириллицы вызвало к жизни русскую литературу. А Евангелие на тысячу лет задало её моральный императив. От «Слова о полку Игореве» и до «Мастера и Маргариты» титаны русской словесности ориентировались на Евангельские принципы. Они восторгались Евангелием, плакали над ним, спорили с ним или пытались разгадать его тайны. Но одно очевидно. Они никуда не уйдут от него. Разговаривая с читателями о вечном на русском языке, они, так или иначе, будут опираться на Библейский фундамент.
И когда я в очередной раз слышу ритуальные стоны об упадке русской культуры (литературы, драматургии, кинематографа — нужное подчеркнуть), мне становится смешно и грустно одновременно. Государственные программы поддержки культуры нужны, но они не решают проблемы. Они упрощают поиск средств на проекты — не более.
На мой взгляд, ситуация не изменится кардинально до тех пор, пока русские драматурги и литераторы не вернутся к основам — к Евангелию. Ведь все великие творцы (режиссёры, драматурги и писатели) всегда являются моралистами. Только ориентируясь на великие принципы, можно создать настоящее искусство. И огонь в их душе начинает бушевать тогда, когда внутренняя правда их убеждений сталкивается с уродливой и несовершенной реальностью. Это и является краеугольным камнем, на фундаменте которого создаются шедевры. Но если человеком движет лишь жажда славы и денег, огня не получается. Такие люди, как сырые дрова, могут шипеть и дымить, генерируя халтуру или пропаганду, и не производить ничего, что можно было бы назвать искусством. Ведь человек, который ни во что не верит, не создаст ничего великого.
Антон Абрамов, газета “Вера и Общество”

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять